Великому греческому математику Пифагору было присуще врожденное чувство порядка, предельной точности которому он следовал не только в своих трудах, но даже при устройстве сада на околице Афин. У него все растения были расположены в шахматном порядке, а территория поделена живыми изгородями на участки с геометрически безупречными очертаниями. Это были классы, где его ученики на природе познавали законы мироздания.

Своей эстетикой живые изгороди, безусловно, превосходят бездушную суровость крепостных стен, это прекрасно понимали многие владельцы древнеримских вилл, средневековых монастырских садов и парковых ансамблей эпохи барокко. Конечно же, феодалы перестраховывались и в ответственных местах дополнительно выставляли ночные дозоры, но все равно делали посадки достаточно густыми. Иногда непроходимые заросли помогали господину пополнять свои продовольственные запасы за счет дичи застрявшей в природных силках из колючих веток.

Каждый домовладелец при строительстве дома сам решает, какой тип зеленого ограждения он хотел бы видеть вокруг своей усадьбы и в полном соответствии с этим подбирает подходящие растения. Живописную свободную изгородь можно чудесно создать красивым в осенний период барбарисом Тунберга пурпуролистым, спиреей радующей весной белыми, розоватыми соцветиями, гортензией древовидной, розой морщинистой или айвой японской. Низкорослые ограды, живые бордюры устраивают особым карликовым видом барбариса Тунберга, чарующей своими ароматами лавандой, розмарином.

Традиционную формованную изгородь организовывают посадкой граба и бирючины, которые не боятся засухи, хорошо переносят тень, безразличны к виду почвы и даже поздней осенью порадуют зрителя зеленым нарядом. Защиту непроходимую для посторонних людей, животных можно построить колючим боярышником, главное не допустить появления прожорливой боярышницы, гусеницы угрожающей плодовым деревьям сада, в частности яблоням. Другим видимым недостатком боярышника являются голые ветви в нижней части растения и ранняя потеря листвы осенью.

Хозяину следует определиться, в какое именно время он хотел бы, чтобы его живая изгородь была наиболее декоративной, имела самый лучший вид. Весенней порой участок украсят ограды из спиреи, сирени, желтой акации, айвы японской или вяза мелколистого. Осеннему саду наиболее подходят заборы из клена Гиннала, кизильника блестящего, смородины золотистой либо можжевельника обыкновенного. Зимой заснеженный сад разнообразят темно-красные побеги дерена, желтые ветви или красная кора ивы и, конечно же, всегда бодрая и вечнозеленая хвоя ели.